Тема: Re: О современном материализме
Автор: Anais
Дата: 27/11/2001 20:23
 
Уважаемые материалисты, по-моему, нет ничего 
удивительного в том, что в процессе дискуссии 
участникам периодически приходится доказывать друг 
другу, что они не верблюды. К примеру, оппонентов 
Ленина из "Русского богатства", равно как Дюринга, 
Маха или Авенариуса, сложно отнести к верблюдам; но 
что ж поделать, если некоторые их доводы оказывались 
именно верблюжьими? Не стоит воспринимать полемику как 
выяснение отношений между личностями; в нормальном 
споре противопоставляются не люди, а доводы. Судя по 
всему, моих Вы не поняли; следовательно, плохо 
излагаю. Что ж, коль скоро мне не хватает умения ясно 
и последовательно выразить свою точку зрения, возьмусь 
за книгу "Диалектический материализм" под редакцией 
профессора А.П.Шептулина. Несмотря на то, что издан 
сей фундаментальный труд был в советские времена 
(1974), а посему насквозь проникнут коммунистическим 
пафосом, писали его всё-таки не совсем верблюды, а 
как-никак довольно большой коллектив авторов с кафедры 
философии Московского авиационного института; то бишь 
сплошь доктора философских наук. Если абстрагироваться 
от тех дифирамбов всесильной КПСС, которые по долгу 
службы распеваются этими докторами, вполне можно 
извлечь из написанного рациональное зерно, что я и 
попытаюсь сделать, обратившись к главе "Партийность 
философии". Итак, 

"с древнейших времен до наших дней существовало и 
существует множество различных философских теорий и 
систем, примыкающих либо к материалистическому, либо к 
идеалистическому направлению. Все философские теории и 
направления на всех этапах развития общественной мысли 
были тесно связаны с интересами тех или других 
классов, партий и социальных групп, к которым так или 
иначе принадлежали философы, развивавшие эти теории и 
системы. Между философскими школами и направлениями 
шла и идёт острейшая борьба, отражающая классовую 
борьбу в обществе. 

О связи философской борьбы с общественно-политической 
борьбой писали многие домарксовские философы - 
материалисты и идеалисты. Но никто из них не вскрыл в 
полной мере социально-экономической основы 
идеологической борьбы. Впервые научное обоснование 
принципа партийности философии даётся в трудах Маркса, 
Энгельса и особенно Ленина. 

Идеологическая (в том числе и философская) борьба в 
конечном счёте зависит и определяется экономической и 
политической борьбой, но она оказывает обратное 
влияние на экономическую и политическую борьбу. 
Партийность марксистско-ленинской философии не только 
не противоречит объективности, научности, но является 
непременным условием последней. Буржуазные и 
ревизионистские теоретики нападают на 
марксистско-ленинский принцип партийности. Под 
флагом "нейтрального" отношения философии к 
классово-политическим проблемам они создают якобы 
подлинно научную объективную философию. Разоблачая 
классовый смысл буржуазного объективизма и "скудоумной 
беспартийности" в философии, Ленин убедительно 
показал, что идея беспартийности в буржуазном 
обществе лишь прикрывает буржуазную партийность.

"Политическое безразличие, - писал Ленин, - есть 
политическая сытость. Беспартийность есть идея 
буржуазная. Партийность есть идея социалистическая... 
Диалектический материализм включает в себя партийность,
обязывая при всякой оценке события прямо становиться 
на точку зрения определённой общественной группы. 
Неразрывная связь революционной теории и революционной 
практики - характерная особенность 
марксистско-ленинской философии. Диалектический и 
исторический материализм служит философским 
обоснованием стратегии и тактики коммунистических и 
рабочих партий, мощным идеологическим оружием в 
познании и революционном преобразовании общественной 
жизни", - конец цитаты.

Так вот, уважаемые материалисты, Ваша политическая 
позиция, судя по написанному Вами, есть позиция 
обывателя, мещанина, к каковым и примыкает сегодня 
существенная часть интеллигенции. Волей-неволей 
приходится согласиться с тем, что интеллигенция не 
способна быть авангардом; она предпочитает 
выжидательную тактику. Вы утверждаете, что объективно 
оценивая свои возможности, находите, что переустройство
общества будет совершено не Вашими руками; но 
объективность тут совершенно ни при чём. Такого же рода
"объективность" была свойственна и Михайловскому; если 
копнуть глубже, то рано или поздно выяснится, что 
базируется она не на желании установить истину, а на 
стремлении сохранить существующее положение дел. Вы 
противоречите сами себе, утверждая, что не являетесь 
революционерами и в то же время приветствуете 
революции; с одной стороны, Вы писали, что не хотите 
всеми силами приближать их, а с другой - всё-таки 
рассчитываете приблизить. Так определитесь. 

Не следует забывать и о том, что мы с Вами ведём 
разговор не о США, где возможен плавный переход к 
социализму ввиду развитости профсоюзной системы и 
готовности капитала идти на уступки, а о России, 
которая в очередной раз демонстрирует всему миру 
катастрофическое отставание по множеству параметров и 
не располагает возможностью плавно и последовательно 
развивать у себя капитализм по западному образцу. 
Разумеется, свои возможности не следует переоценивать; 
но когда возникает ситуация типа "если не я, то кто 
же", не должно оставаться места для размышлений о 
печальной участи, которая может постигнуть 
материалиста в случае неудачи. Вы взялись развивать 
философию, которая изначально революционна. Другой она 
и быть не может. И видя, как Вы открещиваетесь от 
революционности, я невольно вспоминаю 
многострадального Дюринга; он ведь тоже считал себя 
материалистом. Пока Энгельс обратного не доказал.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Re: О современном материализме А.Хоцей 26/11/2001 21:01
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 10:03
Re: О современном материализме А.Хоцей 30/11/2001 18:02
Re: О современном материализме Материалисты 27/11/2001 10:09
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 20:13
Re: О современном материализме Материалисты 27/11/2001 20:19
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 20:23
Re: О современном материализме Материалисты 27/11/2001 20:26
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 20:29
Re: О современном материализме Материалисты 27/11/2001 20:32
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 20:38
Re: О современном материализме Консультант материалистов 27/11/2001 20:51
Re: О современном материализме Anais 27/11/2001 21:03
Re: О современном материализме Сергей 27/11/2001 21:08
Re: О современном материализме Anais 30/11/2001 08:39
Re: О современном материализме Сергей 30/11/2001 08:42
Re: О современном материализме Сергей 30/11/2001 08:43
Re: О современном материализме Anais 30/11/2001 08:45
Re: О современном материализме Сергей 30/11/2001 17:30
Материя и сознание Ярослав Савин 01/12/2001 08:39
Re: О современном материализме Материалисты 30/11/2001 17:19
Re: О современном материализме Anais 30/11/2001 17:45