Тема: О Г.С.Альтшуллере и его теориях
Автор: Материалисты
Дата: 13/06/2003 16:55
 
Уважаемый Игорь, в полемике с А.Советом Вы в качестве 
средства для подтверждения своих мыслей упомянули 
Г.С.Альтшуллера и его разработки. Вот что конкретно Вы 
сообщили. 

"Алгоритм развития теории Альтшуллера можно написать в 
следующем виде: АРИЗ — ТРИЗ — ТРТС — ТРТЛ

Где 

АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач,
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач,
ТРТС — теория развития технических систем,
ТРТЛ — теория развития творческой личности.

Сначала объектом исследования Альтшуллера были 
изобретения. Соответственно, ему пришлось перерыть 
тысячи патентов. Затем от частных изобретений 
Альтшуллер перешёл к исследованию развития технических 
систем как к совокупности изобретений, освобождённых 
от частных признаков. 

Вообще, его всю жизнь занимала (а может, даже мучила) 
загадка процесса творческого мышления. Вероятно, 
понимая, что он не находит ответа, Альтшуллер обратился
к исследованию творчества самих изобретателей. Опять 
была изучена тысяча биографий, и перед Генрихом 
Сауловичем прошла тысяча озарений — но какова их 
природа, так и осталось за кадром. 

А исходной позицией была статья в журнале "Вопросы 
философии" (1956 г.) об изобретательском творчестве (в 
соавторстве с Шапиро). И всё, что можно было сказать, 
Альтшуллер сказал ещё в этом самом 1956 году: все 
последующие его шаги были, к сожалению, чисто 
количественными (если брать его разработки в целом). 

Анализируя движение Альтшуллера, следует отметить, что 
его путь логичен, и другой просто невозможен. Полезен 
ли его "алгоритм изобретения"? Конечно. Но этот 
алгоритм есть не что иное, как путешествие из 
Петербурга в Москву через Магадан, и к реальному 
процессу мышления он имеет весьма отдалённое 
отношение. Действительный же, реальный путь в процессе 
мышления гораздо короче и проще — если не сказать, что 
путь к озарению, рождающему новую идею, вообще 
примитивен."

Насколько мы уяснили из чтения текстов Г.С.Альтшуллера 
("Алгоритм изобретения", "Творчество как точная наука" 
и др.), на самом он никогда особо не ломал голову над 
загадкой "процесса творческого мышления", поскольку 
для него (да и для многих других людей) загадкой это 
отнюдь не было. Альтшуллер (цитируя при этом некоего 
странного "артиста В.Лепко" — в реальности 
высказывание принадлежит, скорее всего, артистке 
"Театра сатиры" Виктории Лепко) утверждал в своих 
книгах, что более творческая личность отличается от 
личности менее творческой всего лишь тем, что может 
оперировать в своей деятельности бОльшим числом 
шаблонов, стандартных приёмов решения задач. "Загадку" 
же "выдающегося таланта" изобретателей или учёных, 
разрешающих такие задачи, над которыми безуспешно 
ломали головы десятки и сотни их предшественников, 
Генрих Саулович объясняет на базе следующей аналогии.
Имеется участок земли, в которой где-то закопан клад. 
Кладоискатели приходят одни за другими и роют землю. 
Соответственно, те кладоискатели, которые приходят 
позже, оказываются в преимущественном положении, 
поскольку видят все места, где клада не нашли, то есть 
уже знают, где копать не надо. Истинно творческий, 
нестандартизированный процесс решения задач сводится к 
простому слепому перебору вариантов. Всякая 
изобретательская задача имеет свой уровень трудности, 
который есть не что иное, как определённое число проб, 
вариантов её решения, изначально кажущихся 
перспективными. Есть задачи ценой в десять проб — и 
это первый уровень сложности, а есть задачи ценой в 
миллион проб — и это пятый уровень сложности. Цель 
АРИЗ и ТРИЗ — с помощью особых, чисто технических 
приёмов сводить задачи высших уровней к задачам 
низшего уровня, то есть до предела уменьшать число 
вариантов, кажущихся перспективными.

Даже в своей статье "Краски для фантазии" (сборник 
"Фантастика-71"), Альтшуллер (опубликовавший данную 
статью под своим литературным псевдонимом "Генрих 
Альтов") вёл речь только о конструктивных технических 
(описанных в виде внятных и чётких инструкций) приёмах 
шаблонного генерирования принципиально новых 
фантастических идей. То есть обращения к чему-то даже 
отдалённо похожему на "озарение" у Альтшуллера не 
было и здесь. Мало этого, Альтшуллер постоянно 
высмеивал "психологический" или "бихевиористический" 
подход к проблеме творчества, издевался над 
беспомощностью, бесплодностью теорий, использующих 
сами термины "озарение" и "инсайт". 
   
В общем, Ваше утверждение, что "перед Генрихом 
Сауловичем прошла тысяча озарений — но какова их 
природа, так и осталось за кадром" — это явное 
преуменьшение сообразительных способностей 
Г.С.Альтшуллера. И на протяжении всей своей жизни он 
вовсе не топтался на месте, появление АРИЗ и ТРИЗ вряд 
ли можно назвать "чисто количественным" видоизменением 
положений его самой первой статьи из "Вопросов 
философии" за 1956 год.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Re: Моя философия Игорь 08/06/2003 22:11
О Г.С.Альтшуллере и его теориях Материалисты 13/06/2003 16:55
5ПТМФ: Начало ответа на 1-е письмо Игоря Антон Совет 13/06/2003 21:46
Творчество или ремесло? Игорь 18/06/2003 14:13