Тема: Re: О киборгопоклонничестве
Автор: Юрий Лоскутов
Дата: 13/02/2003 17:25
 
Уважаемые вульгарные материалисты, я вижу, что моя 
позиция нуждается в конкретизации. 

Давайте разберёмся: кто такой киборг? Ельцин с шунтом 
в сердце, Примаков с искусственным протезом, моя 
родственница с фарфоровыми зубами — это киборги? 
Отнюдь нет. В самом приблизительном рассмотрении 
киборг — это существо, искусственные (в расхожем 
представлении — физические) элементы которого, 
сочетаясь с собственно человеческими элементами, 
участвуют в формировании его СУЩНОСТИ. Если же 
искусственные элементы просто замещают БЛИЗКИЕ ИМ и 
при этом вышедшие из строя естественные — то такие 
черты человека следует признать несущественными, то 
есть не влияющими на сущность человека. Есть ли 
существенная разница — естественный здоровый сосуд или 
шунт? Никакой существенной разницы. Поэтому я целиком 
и полностью согласен с Вами в том, что в примерах, 
подобных вышеперечисленным, нет ничего плохого и даже, 
более того, есть много хорошего.

Однако вживление "железок" — процесс очень деликатный, 
и в каждом конкретном случае его нужно оценивать 
особо. В одних случаях он должен быть оценён 
положительно, в других — отрицательно, как уродство. 
Вживление искусственного органа, протеза и тому 
подобные случаи не могут расцениваться как уродство. 
Каков же критерий того, уродует ли себя человек или 
нет? Здесь необходимо обратиться к теории уровней 
строения материи. Человек — это наиболее сложное 
существо в мире. В том числе — обладающее наиболее 
сложным материальным субстратом. Как показала наша 
философская школа, субстрат человека — это 
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ, включающий в себя в 
качестве своих компонентов субфизический (о котором мы 
ещё ничего толком не знаем), физический, химический, 
биологический и собственно человеческий субстрат 
(причём последний играет в интегральном субстрате 
определяющую роль, ибо включает в себя все остальные 
его компоненты). Наличие собственно человеческого 
субстрата доказывается наличием у человека 
специфических функций, отсутствующих в природе 
(например, функций труда, мышления, сложно 
организованной речи) — ибо у каждой функции есть свой 
носитель, соответствующий ей по уровню сложности. 
(Почему собаки не могут разговаривать по-русски? 
Потому, что они не обладают для осуществления столь 
сложной функции соответствующим сложным субстратом). 

Субстрат общества составляют как сами люди, так и 
природные вещи, включённые в социальные процессы. 
Сейчас речь идёт о самих людях. Что происходит при 
замене естественного сустава на искусственный, на  
протез? ФИЗИЧЕСКИЙ протез замещает больной сустав в 
ФИЗИЧЕСКОМ же отношении. Поскольку физическое 
некоторой своей частью включено в биологическое 
(живое), то ничего удивительного в этом нет. Более 
того, основная функция здорового сустава носит 
физический (точнее, механический) характер. Поэтому 
вживление искусственного сустава ничего (или почти 
ничего) не отнимает у пациента в сравнении со здоровым 
человеком. 

Более того, пациенту такая операция прибавляет 
здоровья. Точно так же нужно относиться и к идее 
выращивания запасных органов человеческого тела из 
человеческих клеток — с последующим вживлением этих 
искусственных органов. В данном случае БИОЛОГИЧЕСКОЕ 
замещает БИОЛОГИЧЕСКОЕ — и ничего порочного в этом нет.
Вместе с тем, человек научился МОДЕЛИРОВАТЬ феномены 
более сложного уровня с помощью элементов более 
простого уровня. В этом также нет ничего порочного. 
Однако данное умение породило соблазн упрощения, 
соблазн создания (из простых элементов) 
квазиреальности, ЗАМЕЩАЮЩЕЙ подлинную реальность. 

Иногда (но только иногда!) создание квазиреальности 
оправдано, как в случае с электрическим сердцем. Но и 
электрический (физический) моторчик вместо живого 
сердца может функционировать, может осуществлять 
ФИЗИЧЕСКУЮ функцию перекачки крови только до тех пор, 
пока не происходит его БИОЛОГИЧЕСКОЕ отторжение. В 
этом случае искусственное биологическое сердце гораздо 
предпочтительнее (хотя и оно должно биологически 
прижиться в организме), ибо сам организм может 
поддерживать его работоспособность, чего лишён 
моторчик. Иными словами, связь живого сердца с 
организмом носит двусторонний характер, а моторчика с 
организмом — односторонний характер. То есть 
физическое не может в полной мере заменить живого, не 
может выполнять ВСЕ функции живого. 

И это не удивительно, ибо физическое проще, чем 
биологическое. Можно вживить титановый протез кости
(поскольку функция живой костной ткани может быть 
заменена функцией титана), но нельзя вживить титановую 
печень (равно как и пирсинг не может заменить 
естественной биологической красоты). Таким образом, 
квазиреальность не может заменить подлинную 
реальность, поэтому порочны попытки объявить 
квазиреальность подлинной реальностью. Грёзы о 
киборгах — это грёзы о квазиреальности, отличающейся В 
СВОЕЙ СУЩНОСТИ от самой реальности, которую она тщится 
заменить. 

Даю более подробное определение киборга: киборг — это 
существо, в котором часть собственно человеческого 
субстрата заменена искусственной моделью, созданной из 
природных элементов (и, соответственно, в котором как 
минимум одна собственно человеческая функция 
выполняется не самим человеком как таковым, а 
указанной моделью). Таким образом, феномен киборга, 
вопреки расхожему представлению, не обязательно 
основан на внедрении именно физических элементов. 
Поэтому генная инженерия может поставить на конвейер 
производство биологических уродцев, полулюдей-
полусвиней, — и это тоже будет производство киборгов 
(в широком смысле слова). (Для того, чтобы генная 
инженерия занималась именно лечением, а не 
уродованием, как раз и нужен жёсткий контроль за этой 
сферой деятельности: иначе даже не свинолюди, а 
большое количество относительно мелких искусственных 
мутаций может поставить со временем Homo sapiens как 
биологический вид на грань исчезновения — вместе с 
трудом, мышлением и прочими функциями человека, под 
которые, в результате естественного отбора, прекрасно 
"пригнана" существующая сегодня биологическая основа 
человека. Ставить человечество на грань человеческого 
существования, исходя только из научного интереса 
шалопаев-генетиков, — это совершенно недопустимо. 
Доктору Менгеле дали по рукам — дадут по рукам и 
другим "учёным"). Простое (природное) не в состоянии 
выполнять ВСЕ функции сложного (человеческого) — хотя 
бы в силу наличия некоторых особых (и прежде всего 
МАТЕРИАЛЬНЫХ, а не только духовных), принципиально 
невоспроизводимых у "косной неорганики", свойств и 
функций человеческого субстрата — хотя некоторые его 
свойства и функции, повторяю, могут воспроизводиться 
на более простом уровне. (Например, только у человека 
как такового есть способность к материальному труду 
как особой материальной деятельности, обусловленной 
(но не опричиненной) целеполаганием. Отрицание наличия 
у человека таких специфических свойств есть не 
"настоящий материализм", а вульгарный материализм и 
редукционизм). Поэтому любая попытка перекладывания 
части человеческих функций на искусственные модели, 
созданные из природных элементов, есть ОБЕДНЕНИЕ 
человека, есть РАЗРУШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ. 
Создание киборгов — это всего лишь аморальное создание 
карикатуры на человека, и не более того. (Кстати, 
здесь интересна позиция христианства: мол, бог творит, 
а дьявол лишь пародирует творения бога, ибо на большее 
дьявол не способен). Полностью же переложить все 
человеческие функции на искусственные модели просто 
невозможно, ибо (ещё раз повторяю) сложность функции в 
конечном счёте зависит от сложности того субстрата, к 
которому она принадлежит. Как невозможно создать 
титановую печень, так невозможно создать и силиконовый 
"мозг", которому не требовался бы ЗАДАННЫЙ ИЗВНЕ 
АЛГОРИТМ. (В то время как алгоритмы действий человека 
вырабатываются изнутри, в самом человеке — с помощью 
практики). 

Что будут делать полностью искусственные киборги в 
обществе себе подобных? Кто задаст им алгоритмы 
человеческих действий? Процессор (пусть даже 
обыгрывающий в шахматы чемпиона) без соответствующей 
программы, написанной ЛЮДЬМИ, есть просто камень. Даже 
если НАУЧИТЬ компьютеры писать программы — всё равно 
КТО-ТО должен взять на себя такую миссию, а затем он 
ещё должен постоянно ОПРЕДЕЛЯТЬ, В КАКОМ ИМЕННО 
НАПРАВЛЕНИИ развивать машинное программописание. 

Я уверен, что через некоторое (и, скорее всего, весьма 
непродолжительное) время любая система, состоящая 
ТОЛЬКО из полностью искусственных физических киборгов, 
утратит качество модели человеческого общества: 
физические киборги превратятся в груду металлолома. 
Для полностью искусственных киборгов нужен "Урфин 
Джюс", управляющий своими "деревянными солдатами" (и, 
скорее всего, это будет тоталитарный диктатор, 
властвующий над ЛЮДЬМИ, что не есть хорошо). 

Точно так же, если полностью переложить функции 
человека на модели социального, созданные из 
биологических элементов (например, в числе прочего, 
поставить мышление в жёсткую зависимость от 
наполненности желудка), то такая система, не 
управляемая никем, тоже прекратит существование в 
качестве модели человеческого общества — в скором 
времени полностью биологические киборги превратятся в 
стадо животных.

Что касается глубокой буржуазности 
киборгопоклонничества, то я даже не собираюсь 
заниматься социологизаторством и доказывать, что Вы 
бьётесь за интересы капитала, представленного в сфере 
электроники и биотехнологии. (А как известно, только 
внешние жёсткие ограничения способны отвратить капитал 
от тех собственных сверхприбылей, которые извлекаются 
ценой ущерба для общества в целом). Впрочем, хотя это 
и верно, тут важнее другое. А именно: откуда у Вас 
святая уверенность в том, что вещь — это всегда 
хорошо, что человека надо напичкать вещами, подчинить 
вещам, самого сделать ходячей вещью? Откуда такое 
современное ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО? Оно понятно, 
откуда: от господства капитала как современного 
двигателя 
товарного производства. Именно товарное производство 
превращает человека в товар, УРАВНИВАЯ ТЕМ САМЫМ 
ЕГО С ВЕЩАМИ. Только сейчас это делается не столь 
грубо, как при рабовладении. 

Капиталист, в отличие от рабовладельца, покупает не 
человека как такового (хотя и здесь исключением 
является капитал, занимающийся контрабандой "живого 
товара"), а то, без чего человек не может обходиться — 
его рабочую силу. Таким образом, с точки зрения 
капитала (а это, смею заметить, очень узкая точка 
зрения), человек и вещь уравнены в феномене товара. 
(Не распространяясь уже о том, что управлять вещами 
легче, чем людьми, и поэтому низведение человека до 
вещи, внедрение вещей в человека удобно для капитала 
как господствующей силы). 

Заражённый точкой зрения капитала, носящей отчуждённый 
по отношению к человеку характер, человек начинает 
отождествлять себя с вещами, и поэтому, даже будучи 
вполне вменяемым, способен стать киборгом (как только 
это окажется технически возможным). То есть такой 
человек способен передоверить ряд своих собственно 
человеческих функций искусственным моделям, которые 
начинают во многих случаях "мыслить" за него (а не 
просто помогать в мышлении — наподобие современных 
компьютеров и обучающих пособий), принимать во многих 
случаях за него "решения" (а не доставлять необходимую 
информацию для решений), "общаться" за него со многими 
другими людьми и т.д. Нормальная же, неотчуждённая 
точка зрения состоит в том, что лучше умереть 
человеком, чем долго жить в качестве скота (пусть даже 
в качестве скота, напичканного электроникой).

Помимо же того, что киборгопоклонничество имеет явно 
ТОТАЛИТАРНЫЙ подтекст, многие прожекты 
киборгопоклонничества носят вполне БЕССМЫСЛЕННЫЙ 
характер. Например, я не понимаю, зачем электронную 
базу данных нужно держать именно в голове, а не вне 
головы? Зачем нужно заменять заведомо несовершенными, 
односторонне ориентированными моделями заведомо более 
совершенные оригиналы? Впрочем, в последнем случае 
ответ имеется: затем, чтобы разрушить человека 
настолько, насколько это возможно. И весь вопрос, 
таким образом, заключается в том, КТО враг рода 
человеческого? Кто подсовывает нам подобные идеи? 

Так что я настоятельно советую Вам, наивные и глупые 
вульгарные материалисты, не поддаваться на провокации 
этого врага и стать наконец научными материалистами — 
чтобы больше не забивать себе головы всякой 
антинаучной и антигуманной ерундой.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
О киборгопоклонничестве Юрий Лоскутов 16/12/2002 23:20
Re: О киборгопоклонничестве Материалисты 03/02/2003 18:29
Re: О киборгопоклонничестве VadimPro 04/02/2003 12:42
Re: О киборгопоклонничестве В.Новицкий 06/02/2003 05:56
Re: О киборгопоклонничестве Юрий Лоскутов 13/02/2003 17:25
Возможен просто робот без "промежуточных" киборгов Герман Малютин 29/03/2003 14:38
Re: О киборгопоклонничестве Новицкий Виктор 08/04/2003 01:11