Тема: Усову снова...
Автор: Анатолий
Дата: 11/05/2005 21:18
 
Здравствуйте, уважаемый Усов!

Вы пишите: "О трудах Семенова не имею никакого 
понятия, и имени такого не слышал".

Позвольте мне представить Ю.И.Семёнова.

Семенов Юрий Иванович (р. 1929) - доктор исторических 
наук (1963), профессор по кафедре философии (1964). В 
настоящее время - профессор Московского физико-
технического института и Московского государственного 
университета им. М. В. Ломоносова, главный научный 
сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. 
Занимается исследованием проблем этнологии, истории 
первобытного и раннеклассового общества, философии 
истории и теории познания. Автор около 300 научных 
работ. Многие работы, включая три монографии, изданы 
за рубежом (Великобритания, Франция, Венгрия, 
Чехословакия, Румыния, ГДР, ФРГ, США, Канада, Куба, 
Япония, Китай, Вьетнам).

'Философия истории' Ю.И. Семёнова представляет собой 
уникальный энциклопедический справочник по философии 
истории и общей теории исторической науки, не имеющий 
аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе.

Прошу, Усов: 
http://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/semenov.htm

Здесь некоторые статьи Семёнова: 
http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&item=38

Усов далее: "К ядру истмата отношусь равнодушно, так 
как в истмате нет никакого ядра: фразы о базисе и 
надстройке и т.п. - это не ядро и вообще не 
философия, это, так сказать, заявление о намерениях, 
и только".

Слово Семёнову (извиняюсь за обширную цитату):

В философии и методологии научного познания в 
настоящее время широкое распространение получил 
взгляд, согласно которому каждая научная теория 
состоит, во-первых, из центрального ядра, во-вторых, 
из окружающей его периферии. Выявление 
несостоятельности хотя бы одной идеи, входящей в ядро 
теории означает разрушение этого ядра и опровержение 
данной теории в целом. Иначе обстоит с идеями, 
образующими периферийную часть теории. Их 
опровержение и замена другими идеями само по себе не 
ставит под сомнение истинность теории в целом. 
Ядро материалистического понимания истории составляет 
шесть идей, которые с полным правом могут быть 
названы центральными. 

- Необходимым условием существования людей является 
производство материальных благ. Материальное 
производство есть основа всей человеческой 
деятельности. 
- Производство всегда носит общественный характер и 
всегда происходит в определенной общественной форме. 
Общественной формой, в которой идет процесс 
производства, является система социально-
экономических или, как еще называют их марксисты, 
производственных отношений. 
- Существует не один, а несколько типов экономических 
(производственных) отношений, а тем самым и несколько 
качественно отличных систем этих отношений. Отсюда 
вытекает, что производство может происходить и 
реально происходит в разных общественных формах. 
- Характер экономических (производственных) отношений 
определяется уровнем развития общественных сил, 
создающих общественный продукт, т.е. производительных 
сил общества. В основе смены систем экономических 
отношений, а тем самым и основных способов 
производства лежит развитие производительных сил. 
- Система экономических отношений материальна в том и 
только в том смысле, что она - первична по отношению 
к общественному сознанию. 
- Основные способы производства представляют собой не 
только типы, но и стадии развития общественного 
производства, общественно-экономические формации 
представляют собой такие типы общества, которые 
являются одновременно и стадиями всемирно-
исторического развития. 

Понятие об основных способах производства как о типах 
производства и стадиях его развития и понятие об 
общественно-экономических формациях как об основных 
типах общества и стадиях всемирно-исторического 
развития входят в ядро исторического материализма. 
Суждения же о том, сколько существует способов 
производства, сколько из них являются основными, и о 
том, сколько существует общественно-экономических 
формаций, в каком порядке и как они сменяют друг 
друга, относится к периферийной части 
материалистического понимания истории. 

Когда та или иная подлинно научная теория создана, 
она становится относительно самостоятельной и по 
отношению к своим собственным творцам. Поэтому не все 
идеи даже ее создателей, не говоря уже об их 
последователях, причем даже прямо относящиеся к 
проблемам, которые ставит и решает данная теория, 
можно рассматривать как составные моменты этой 
теории. Так, например, Ф. Энгельсом в свое время было 
выдвинуто положение, что на ранних этапах развития 
человечества социальные порядки определялись не 
столько производством материальных благ, сколько 
производством самого человека (детопроизводством). И 
хотя это положение было выдвинуто одним из создателей 
материалистического понимания истории, оно не может 
рассматриваться как входящее не только в центральное 
ядро, но и периферийную часть этой теории. Оно не 
совместимо с основными положениями исторического 
материализма. Но главное - оно является ложным.

К.Маркс и Ф.Энгельс высказывались по самым 
разнообразным вопросам. У К.Маркса была определенная 
система взглядов на восточное (азиатское), античное и 
феодальное общество, у Ф. Энгельса - на первобытное 
общество. Но их концепции первобытности, античности и 
т.п. не входят в качестве составных моментов (даже 
периферийных) ни в материалистическое понимание 
истории, ни в марксизм целом. И устарелость и даже 
прямая ошибочность тех или иных представлений К. 
Маркса и Ф. Энгельса о первобытности, античности, 
религии, искусстве и т.п. ни в малейшей степени не 
может свидетельствовать о несостоятельности 
материалистического понимания истории. Даже выявление 
неверности тех или иных идей Маркса, входящих в его 
теорию капиталистической экономики, являющуюся одной 
из основных частей марксизма, прямо не затрагивает 
центрального ядра материалистической концепции 
истории. 

Ни одна из идей, входящих в ядро материалистического 
понимания истории, никогда никем не была 
опровергнута. В этом смысле исторический материализм 
непоколебим. Что же касается его периферии, то многое 
в ней устарело и должно быть заменено и дополнено.

***
Усов: "...задумал еще одну важную статью в которой, 
кстати сказать, намерен посчитаться с истматом".

Не новодворщина ли это - посчитаться со всем 
марксизмом? :) Пошёл читать Ваши статьи на 
usoff.narod.ru.

С искренним уважением, Анатолий.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Усову... Анатолий 10/05/2005 22:25
Re: Усову... Усов 11/05/2005 18:13
Усову снова... Анатолий 11/05/2005 21:18
И снова Усову... Анатолий 11/05/2005 23:31