| Ю.И.Семёнов (РОССИЯ: ЧТО С НЕЙ БЫЛО, ЧТО С НЕЙ
ПРОИСХОДИТ И ЧТО ЕЁ ОЖИДАЕТ В БУДУЩЕМ, параграф 'Что
нужно делать?' (отрывок)):
К идее самоуправления и его эффективности С.
Фёдоров пришёл на основе собственной практической
деятельности в качестве руководителя трудового
коллектива МНТК "Микрохирургия глаза".
В 1971 г. коллектив перешёл сначала на
подрядную систему, разделившись на группы 14-15
человек, которые включали врачей, медсестёр санитарок
и т.д. Бригадный метод позволил лечить больного одной
группой специалистов от начала до конца, повысить
ответственность этого коллектива за результаты
лечения, качество проведённой операции. Когда
авторитет человека начал зависеть от качества его
труда, он стал стремиться работать лучше, сыграло
роль честолюбие. Затем эта система оценки по
количеству и качеству труда была закреплена
материально. Каждая операция и комплекс лечения
получил категорию сложности от 1-й до 4-й и,
соответственно, внутреннюю цену. Клиническая бригада
ежемесячно получала фонд заработной платы в
зависимости от объёма работы и на совете бригады
распределяла этот фонд с учётом вклада и коэффициента
социальной справедливости: санитарка - 1, медсестра -
2, врач - 3-4. Каждый администратор и хозяйственный
работник получил свой коэффициент участия в работе и
распределении общего трудового дохода. Этот
коэффициент устанавливали сами члены коллектива, они
же определяли количество работников, необходимых для
выполнения объёма работы. Коллектив сам освобождался
и от бездельников. Осмысленный творческий труд
коллектива обеспечил эффективное и высокое качество
лечения больного. Это и есть гуманизм в действии.
Коллективный труд порождает и более высокую трудовую
мораль, в созданной системе гласности без честности
обойтись невозможно. Каждый член коллектива понимает,
что он владеет результатами своего труда и гордится
этим, старается усовершенствовать технологию лечения,
чтобы получить лучшие результаты в более короткие
сроки.
В условиях закрытого акционерного общества,
созданного в 1992 году, коллектив взял у государства
в аренду здания института в Москве и филиалов в 11
городах России вместе с оборудованием. Используя
арендованные средства производства, коллектив стал
хозяином результатов своего труда и получил
возможность сам решать, куда вкладывать деньги,
развивая свою основную базу, и даже заниматься
большой благотворительной деятельностью. На 1000 га
земли в Подмосковье в результате удалось внедрить
голландскую технологию производства картофеля,
построить картофелехранилище, 12 км дорог, проложить
19 км газовых канализационных магистралей, построить
коттеджный городок для сотрудников. Модель
деятельности МНТК вселяет надежду, что, если по всей
стране удастся создать коллективы по образу МНТК, то
Россия обустроится, поднимется и займёт достойное
место среди самых богатых стран мира.
Партия самоуправления трудящихся является
первой, в центре программы которой - не просто
создание коллективистического уклада производства, но
превращение его в господствующий в стране. Цель
партии, говорится в Манифесте её учредительного
съезда, "ликвидировать в сфере производства институт
наёмничества как не соответствующий достоинству
человека как человека, отдать трудящемуся человеку
всё, что он созидает трудом, в его полную
собственность, в его владение, в его распоряжение -
всё, кроме необходимых государственных налогов,
которые, однако, тоже должны расходоваться на
всенародные, общественные блага тех же людей труда".
Партией выдвинута первая реалистичная, а не
утопическая программа некапиталистического развития
России.
Однако нужно учитывать, что на пути
становления коллективистического уклада стоят
серьёзные препятствия. Те или иные
коллективистические предприятия могут не выдержать
рыночной конкуренции, разориться и превратиться в
капиталистические. Другая, ещё более серьёзная
опасность состоит в превращении коллективистической
собственности в юридическую фикцию, подобную той,
которая являлась и является у нас общенародная
собственность. Коллективная собственность может стать
ширмой, прикрывающей фактическую собственность
руководителя предприятия и его окружения. Поэтому
данные, согласно которым в 70% приватизированных
предприятий контрольный пакет акций находится в руках
их работников, не нужно переоценивать. Эти
предприятия вполне могут быть фактически
капиталистическими. Важнейшим средством обеспечения
существования и нормального функционирования
коллективной собственности является демократия.
Поэтому другим важнейшим пунктом программы
партии, ставящей себе целью утверждение
коллективистического уклада, должна стать борьба за
сохранение, расширение и упрочение демократии. Бывшие
демократы, став буржуафилами, превратились в
противников демократии. Их усилиями само понятие
демократии было скомпрометировано. Это делает
необходимым выдвижение лозунга не просто демократии,
а народной демократии, демократии не формальной,
какой она является по всему миру, а реальной.
Народная демократия является необходимым условием
существования коллективистического общественно-
экономического уклада. С другой стороны, только
наличие класса рабочих-собственников делает возможной
существование реальной демократии. Только этот класс
может стать прочной опорой народно-демократического
строя.
И этот пункт имеется в программе ПСТ, хотя
слово "демократия" в ней отсутствует, по-видимому, в
силу скомпрометированности его в глазах многих
людей. "...Партия народного самоуправления, -
говорится в Манифесте её учредительного съезда, -
считает, что для того, чтобы освободить себя, своих
потомков, народ должен создать такую систему,
стержнем которой станет производственное,
общественное и территориальное (местное), т.е.
народное самоуправление, органически входящее в
единую систему управления обществом, где государство
служит народу, а не господствует над ним".
Партия, ставящая своей целью утверждение
коллективистического уклада общественного
производства народной демократии, должна с
неизбежностью стремиться к полному выкорчёвыванию
политаризма, всех его элементов и всех производных от
него явлений. Это не значит, что вообще не должно
быть государственных предприятий. Какая-то часть
промышленности должна оставаться в руках государства.
Но это вовсе не равносильно сохранению политаризма.
Чтобы покончить с последним, необходимо, во-первых,
заменить назначенчество выборностью, во-вторых,
поставить исполнительную власть под действенный
контроль власти представительной (какие бы названия
она не носила - советы, собрания думы и т.п.), в-
третьих, резко (в три-четыре раза сократить
государственный аппарат, в-четвёртых, лишить
чиновников привилегий, в-пятых, повести решительную
борьбу с коррупцией.
Коллективистический уклад должен стать
важнейшим в обществе, но, на мой взгляд, не
единственным. Необходима всемерная поддержка мелкого
товарного производства, основанном на личном труде и
труде членов семьи. И мелкие и средние предприятия, в
которых используется наёмный труд, тоже, по-моему,
должны стать, пусть, не господствующим, но важнейшим
элементом нашей социально-экономической структуры.
Без них ещё долгое время будет невозможна рыночная
экономика, а тем более и существование подлинных
коллективных предприятий.
Необходимостью в наших условиях является
государственное регулирование экономики. Но весь
вопрос состоит в том, какими методами её
регулировать. Управлять по-старому нельзя.
Регулировать нужно не просто экономику, а рынок,
рыночную экономику. Рынок же представляет собой
объективную систему, управляемую объективными же
законами. И успешно регулировать рыночную экономику
можно, лишь зная эти законы и сообразуясь с ними. В
противном случае те или иные внешне очень заманчивые
меры (замораживание или снижение цен и т.п.) могут
привести к результатам, противоположным тем, которые
предполагались, в частности, могут привести к полному
развалу экономики.
И в заключение несколько частных замечаний.
Курс на расширение и упрочение демократии
предполагает с необходимостью прекращение заигрывания
с религией вообще, православием прежде всего.
Необходимо обеспечить подлинную свободу совести, а
для этого нужно раз и навсегда покончить с политикой
клерикализации страны, превращения православия в
государственную религию.
И ни в коем случае нельзя ни прямо, ни
косвенно поощрять какой бы то ни было национализм,
включая русский. Хорошего, здорового национализма не
бывает. В любой форме он смертельно опасен для
общества, особенно такого, как наше, в котором живёт
множество народов с разными культурами. Только
подлинный интернационализм, который не исключает ни
патриотизма, ни любви к своему народу, может
обеспечить свободное развитие России. | |