| Я ещё раз попробую донести до Вас свою идею. Моё
объединение первобытнообщинного строя,
рабовладельческого и феодализма в одну
докапиталистическую формацию - ОТНЮДЬ не главный
козырь. Я лишь хотел показать, что разделение одной
формации на три - скорее эмоциональное. Где-то
деление общества по цвету штанов было еле заметным, а
где-то, например, в Индии - ярко выраженным. В каждом
обществе были военнопленные. В каждом обществе были
должники.
Например, немцы также держали рабов (тут я без
сомнения открываю глаза Кирсанову) - коротко
остриженных военнопленных. Но всё дело в степени
эксплуатации, в степени свободы несвободного. У
остриженных часто был свой дом и хозяйство. Они
выплачивали своим владельцам оброк (хлебом, мелким
скотом, тканями).
У немцев рабовладельческий штрих практически
отсутствовал. Военная аристократия галлов уже была
собственником земли, обрабатывавшейся рабами. Но
рабовладельческого размаха в обществе не было. А
римляне в своё время дали этому делу ход. Так что
дело не в 'немецком скачке', а в
римских 'головокружениях'. Рабство было присуще
всякому обществу. Всё дело в количестве: в одном
обществе рабского ВВП ничтожно мало, сама форма
эксплуатации такова ('колоны' у немцев), а в другом
обществе половина ВВП создано рабами и форма
эксплуатации другая. Если какому-нибудь диалектику
хочется качество перевести в количество - пожалуйста.
Только не нужно из этого делать вывод, что
через 'большое рабство' должен был пройти каждый
немецкий род. Но немцы почесали затылок и
сказали: 'Нет уж! Построим феодализм! Перескочим
рабство!'
Главная же моя мысль: в истории никто волевыми
действиями не перескакивал от одной формации, к
другой. Немцы миновали 'большое рабство' естественно.
А большевики капитализм миновать не смогли. И не
смогли бы. Ибо неестественно. :) Так что если Вы,
Кирсанов, ссылаетесь на опыт немецких товарищей, то
огорчу Вас. У них 'получилось'. У Вас не получится.
Вот и получается, что первобытизм-феодализм - это
преобладание натурального хозяйства, которому
свойственны простое воспроизводство, тесное
соединение работника со средствами производства,
ориентация на самоудовлетворение основных
потребностей. Внеэкономическое подчинение
господствующим классом (знатью), выраженное
подвластности и подсудности подчинённых.
А 'южная' форма первобытизма-феодализма - это тоже
самое, но с широким использованием в качестве средств
производства несвободных людей.
Такое использование было необязательным. А вот
построение развитого капитализма - неотвратимым и
необходимым. Это показала история, Кирсанов. Это
показала история, Кирсанов. Это показала история,
Кирсанов. | |