Тема: Re: Что такое материя?
Автор: Материалисты
Дата: 24/05/2002 19:10
 
Уважаемый Олег, поскольку Вы просите объяснить Вам, 
что такое материя, как "дураку", предлагаем Вам также 
дурацкий, то есть умеренно примитивный ответ. Прежде
всего, обращаем Ваше внимание на то, что слово 
"материя", конечно же, есть понятие (причём 
представляющее собой абстракцию самого высокого 
полёта), обладающее некоторым значением. Ваш вопрос 
как раз, по сути, является требованием описать это 
значение, то есть то, что стоит за данным словом, что
им именуется, или, выражаясь научно, указать его 
референт. Ваш вопрос: "Что такое материя?", без 
сомнения, равнозначен вопросу: "Что называется словом
"материя"?" или: "Каков референт этого понятия?" 
Поясняем.

Все слова человеческого языка можно разделить на две 
большие группы. На такие, которые обозначают объекты, 
в которые можно, образно говоря, ткнуть пальцем (или 
обвести широким жестом), сказав: "Вот Это. Смотрите, 
щупайте, нюхайте, обоняйте и т.д., короче - 
воспринимайте". И на слова, обозначающие объекты, в 
отношении которых такую операцию проделать нельзя, 
которые ни при какой погоде принципиально не подлежат 
никакому восприятию. Подчёркиваем: принципиально, то 
есть не в том смысле, что именно мы с Вами, как 
человеки, неспособны их воспринять непосредственно 
из-за слабости наших органов восприятия, а в том 
смысле, что сами данные объекты познания по своей 
собственной природе никак себя не проявляют в 
действиях. Например, электроны и кварки мы, конечно, 
прямиком воспринять не можем, поскольку наши рецепторы 
не приспособлены для восприятий их действий, но это 
вовсе не значит, что оные нечто принципиально не 
воспринимаемы, то есть никак не проявляют себя. На 
человеке с его ухом-горлом-носом и глазами свет клином 
не сошёлся. Кварки и электроны, безусловно, проявляют 
себя относительно других равноценных им объектов 
(скажем, глюонов или протонов), то бишь принципиально 
воспринимаемы. Соответственно, мы так или иначе судим 
об их бытии по каким-то отдалённым и не очень следам 
их действий, которые улавливаем посредством приборов.

В то же время имеются и такие объекты нашего познания 
(тоже обозначаемые определёнными словами), на которые 
нельзя указать пальцем уже потому, что тут не на что и 
указывать, ибо эти объекты не имеют натурального (то 
есть как раз "материального") воплощения. К их числу 
принадлежат, например, различные отношения и 
соотношения, закономерности, сходства, время, 
пространство и пр. Ткнуть пальцем во время, наверное, 
затруднительно? Имеется масса слов, которые обозначают 
не реально сущие нечто, а лишь некие их особенности, 
действия и взаимоотношения, особенности действий и 
взаимоотношений и тому подобные "субреальности". Все 
эти "субреальности" тоже в своём роде существуют - по
крайней мере, как объекты нашего мышления, как 
феномены, способные стать такими объектами, могущие 
быть обнаруженными нами. Но их существование не
самостоятельно, не реально, не натурально. Мы 
надеемся, что Вы в состоянии отличить существование, 
например, зайца, от "существования" его сходств с
другими зайцами, его отдельных свойств (веса, цвета), 
его бега, его дружественного отношения к траве и 
недружественного - к лисе, его настроения, наконец, и 
т.д. Все эти последние штучки, разумеется, тоже есть в 
Мире, все они фиксируются нами в  специфических 
"наблюдениях" (точнее, путём особой умственной 
обработки данных реальных наблюдений) и именуются 
особыми словами - однако они есть существенно иначе, 
чем есть собственно заяц.

Так вот, материя есть всё то (или: словом "материя" 
называется всё то), что существует реально, при том, 
что реально существовать - значит проявлять себя
в действии. Материя - это действующее, то есть 
самостоятельно проявляющее себя, в отличие от того, 
что не проявляется, а лишь обнаруживается (посредством 
интеллекта) в качестве той или иной грани бытия 
проявляющегося, реально сущего. Материя - это то, во 
что в принципе можно, условно говоря, ткнуть пальцем, 
сказав: "Вот Это". Всё, что допускает в отношении себя 
такую процедуру, есть материя. Также можно предложить 
и лингвистический критерий. В языке материя 
обозначается исключительно чистокровными 
существительными (суррогатом которых выступают также 
заменяющие их в определённых контекстах местоимения). 
Всё, что обозначается прилагательными, глаголами, 
наречиями, числительными и пр., а также отглагольными, 
производными от прилагательных и т.п. существительными,
суть не материя. (При этом, разумеется, имеются в виду 
такие существительные, которые обозначают реально 
сущие, проявляющие себя объекты, а не фантастические, 
не вымышленные, типа Единорога и Кащея Бессмертного).

С другой стороны, как отмечалось, "материя" есть 
абстрактное, то есть общее, обобщающее, понятие. А 
следовательно, оно относится ко всему и всякому реально
сущему (всё есть материя), но ни к чему специально (то 
есть не имеет своего специально выделенного носителя). 
В этом отношении оно идентично всем вообще абстрактным 
понятиям, например, таким, как "плод" или "яблоко". 
Как понятно, понятие "яблоко" относится ко всем 
конкретным яблокам, независимо от их сортов, различий 
форм, цвета, вкуса и т.п. О любом яблоке мы можем 
сказать: "Вот это - яблоко" или: "Вот это - то, что 
называется словом "яблоко"". Каждое конкретное яблоко -
 яблоко, но слово "яблоко" обозначает не именно
"это конкретное яблоко", а всякое яблоко вообще, всё, 
что обладает определённой совокупностью признаков, 
которые относятся к признакам именно яблока как
феномена. Эта совокупность признаков и определяет 
значение, содержание понятия "яблоко". Сами понимаете, 
что в эту совокупность вовсе не входит какой-то 
определённый цвет (ибо конкретные яблоки бывают и 
жёлтые, и зелёные, и красные), вкус (сладкий, кислый) 
и т.п. Сами понимаете, что на практике референтом 
слова "яблоко" выступает не нечто, существующее 
отдельно от конкретных яблок, не мистическое Супер-
яблоко, а любое яблоко, то есть каждое конкретное 
яблоко - взятое, однако, не в его конкретности, а в 
том, в чём оно тождественно всем другим яблокам (то 
есть сходно, одинаково с ними).

Аналогично, и слово "материя" обозначает всё то 
(всякое, каждое то), что обладает определённостью 
существования в вышеуказанном реальном смысле. Как
анис - яблоко, грушовка - яблоко, ранет - яблоко, так 
и заяц - материя, человек - материя, стул - материя. 
Короче, всё, что сходно (тождественно) по признаку 
реального существования, - материя.

Вот так - кратенько и простенько. Кстати, всё это Вы 
при желании могли бы прочитать и у Энгельса.

Успехов.
 

Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Что такое материя? Олег, нематериалист 24/05/2002 18:57
Re: Что такое материя? Материалисты 24/05/2002 19:10
Re: Что такое материя? Олег 27/05/2002 12:15
Re: Что такое материя? А.Хоцей 13/06/2002 12:06
Re: Что такое материя? Олег 13/06/2002 12:40
Re: Что такое материя? А.Хоцей 17/06/2002 17:26
Материя Олег 19/06/2002 09:40
Re: Что такое материя? Лоскутов Юрий Викторович 28/05/2002 13:04
Небольшое уточнение Лоскутов Юрий Викторович (Пермь) 29/05/2002 07:44
Re: Небольшое уточнение Пётр 02/06/2002 20:09
Человеко-материализация Пётр 02/06/2002 19:56