Тема: Что такое красота?
Автор: Герман Малютин
Дата: 22/10/2002 12:22
 
Уважаемые материалисты, мне очень хочется понять, что
такое красота и чем отличаются гении, творцы этой
красоты, от простых людей. Почему мне это хочется
понять? Просто я не могу научно, убедительно,
определённо объяснить себе, что такое красота и откуда
она "есть пошла". А объяснить всё это для себя очень
хочется, причём именно научно.

Ниже я привожу свои рассуждения в попытках понять, что
же такое красота. Правда, на феномен красоты я пытаюсь
взглянуть то глазами художника, то глазами психолога,
то глазами программиста.

Всю красоту, на мой взгляд, можно поделить на:

1. Красоту мысли;

2. Красоту чувства.

Красота мысли порождает красоту чувства. Красота
чувства, обратным образом, порождает красоту мысли.
Например, Пушкин под воздействием красоты женщины,
получил красоту своих чувств и написал:

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты -
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

То есть красивые чувства поэта породили у него красивые
мысли, которые он реализовал красотой слога. Стихи эти
дошли до нас, мы их прочли и оценили красоту мысли и
слога поэта. Эти стихи вызвали в нас красоту чувств.
Таким образом, Пушкин передал нам свои чувства с
помощью мыслей, выраженных словами.

Мысли - это программы сознания. Программы сознания -
это разновидность программ подсознания, то есть
удобный "интерфейс". Чувства - это программы
подсознания, которые в какой-то мере можно выразить,
описать, проинтерпретировать и т.д. языком сознания -
например, словами.

Однако бывают ситуации, когда чувства лучше выразить
музыкой, живописью, скульптурой, танцем и т.д. То есть
языком подсознания (хотя, возможно, это уже
разновидность языка сознания). Вот, например, человек
создаёт гениальную музыку. Интересно, сам он её тоже
считает гениальной (с чем он её сравнивает? Ведь
красота, гармония - понятия относительные.
Следовательно, гениальное нужно сравнить с чем-то
"негениальным".)? Другие люди услышали эту музыку - и
тоже говорят: "гениально"! А они-то с каким эталоном
её сравнивают? Где спрятан у гения эталон, позволяющий
ему создавать творение, подобное его эталону, или даже
лучшее, чем эталон? Когда формируется этот эталон
(может, он передаётся по наследству?) Где скрывается
этот же эталон у остальных людей - ведь они тоже
оценивают новое произведение как гениальное? Почему
люди сами, имея этот эталон, не могут создать
гениальное произведение, почему они могут его только
воспринимать и оценивать?

Впрочем, возможно, что "эталон красоты" имеется у
одного лишь гения. Гений создаёт своё творение,
чувствует магическое воздействие своего творения на
себя - и тогда предъявляет своё творение людям.
Творение теперь оказывает магическое воздействие уже и
на людей, и они воспринимают это творение как
гениальное.

Возможно, данное магическое воздействие представляет
собой комплекс сильных и глубоких чувств, вызванных
прочтением, просмотром, прослушиванием и т.д.
Возможно, это даже некий гипноз, вызываемый
воздействием на зрение (картина), на слух (музыка), на
сознание (проза, в том числе и научная, либо стихи).
Но откуда у гения берётся сама эта его способность так
воздействовать на людей? Может, это определяется
наличием "эталона красоты", то есть наличием более
совершенных программ подсознания? Тогда гением надо
родиться. Но если предположить, что у гения появляются
более совершенные программы подсознания (причём момент
их появления заложен с рождения), то возникает вопрос:
кто заложил сию возможность?

С гениями науки дело обстоит, конечно, попроще,
поскольку они воздействуют на сознание человека
посредством языка. Хотя и их скачок интуиции, отказ в
определённый момент от логики тоже так просто не
объяснишь.

Опять сопоставлю человека и компьютер. Получается, что 
гений - это человек, имеющий либо более совершенные 
программы подсознания, либо более совершенную базу 
данных по сравнению с нормальным человеком. 
Тривиальные повышенное быстродействие либо расширенная 
память вряд ли могут претендовать на роль индикаторов 
гениальности. Гениальность может раскрыться в течение 
жизни, она получается "случайно" в результате 
"деятельности" подходящих родителей. Что же, в 
человека так вот "случайно" и вкладываются более 
совершенные программы подсознания (или способность их 
создать) и более совершенные данные (или способность 
отселектировать, отобрать нужную информацию)?

Я тут прочитал Вашу "Логику славы художников", и у
меня осталось не совсем приятное ощущение. По-Вашему
получается, что красота - это просто нечто
раскрученное, дабы на этом деле можно было заработать
побольше денег. Да, такое, конечно, возможно как
частный случай создания "дутой" красоты или опошления
реальной красоты деньгами, но...

Хотя, с другой стороны, красота - это субъективная
оценка некой группы знающих людей, элиты. То есть
объективная красота - это среднее арифметическое неких
субъективных оценок людей, которые "доказали"
человечеству, что именно и только они разбираются в
красоте. И человечество соглашается: да, мол, раз
ПОНИМАЮЩИЕ говорят, что это красиво - то так оно,
значит, и есть на самом деле. Тогда, пожалуй, красота
с позиции ЦЕЛОГО человечества или цивилизации - это
вообще какое-то НОВОЕ свойство.

Однако дело ведь в том, что творить красоту доступно
не только гениям, но и обычному человеку. Просто это
уже "субъективная" красота, то есть нечто такое, что
именно данный конкретный человек (а отнюдь не всё
человечество) классифицировал как красоту для себя.
Гений и простой человек потому и имеют общее
понятие "красота", что иначе гениев смогли бы
оценивать только такие же гении.

*********************************************

Теперь пойдёт мой вариант опошления понятия "красота".

Итак, если человек использует компьютер как удобную и
подвластную ему область подсознания, то, возможно, он
проделывает примерно тоже самое и со своим натуральным
подсознанием. А что человек делает с компьютером? Он
постоянно обновляет либо видоизменяет программы и
данные. Например, добавляет новую красивую картинку
или пишет (модифицирует) программу, придумывает ей
новый красивый алгоритм. То есть красота - это
появление НОВЫХ программ или НОВЫХ данных. Но ведь
новое - вовсе не обязательно красивое. Поэтому у
человека всегда существует некий эталон красоты,
согласно которому он сравнивает программы и данные.

Например, что значит создать красивую программу? В
моём понимании, это означает следующее:

1. Изменить алгоритм программы так, что программа
станет занимать меньше место в памяти.

2. Программа станет пожирать меньше процессорного
времени.

3. Программа будет выдавать больше вариантов ответов,
то есть данных.

Ну и так далее. То есть сначала я сравниваю первичный
эталон алгоритма программы, затем меня "осеняет", и я
тогда СОЗДАЮ НОВЫЙ ЭТАЛОН или ДОБАВЛЯЮ к старому
эталону дополнительный перечень свойств, и этот эталон
делается более гибким и жизнеспособным. То бишь 
эволюции от этого становится хорошо.

Так же точно обстоит дело и с данными. Например, мне
нравиться какая-то форма глаз. Значит, у меня в мозге
есть некий эталон. Но вдруг я увидел или нарисовал
глаза немного другой формы. В этой форме тоже есть
гармония линий, они тоже красивы - и это значит, что в
моём мозге появился новый эталон глаз или добавился
возможный список модификаций старого эталона.

Эти эталоны красоты формируются и модифицируются у нас
с рождения и соответствуют уровню нашего развития и
уровню развития общества, в котором мы живём. Мне
кажется, что африканские пигмеи не оценят "Лунную
сонату" Бетховена. Она просто не будет соответствовать
их музыкальным эталонам красоты и не создаст нового
эталона красоты (хотя, конечно, сие и не факт).

По этой же причине некоторые произведения, открытия и
т.д. признавались красивыми и гениальными после смерти
авторов в том обществе, где были сформированы
соответствующие эталоны красоты или общество было
готово к формированию новых эталонов. Таким образом, 
красота - это качественная характеристика чего-то 
полезного (то есть не просто хорошего, а ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ 
ХОРОШЕГО). Стремление к красоте ведёт к модификации 
эталона красоты или к появлению нового эталона красоты 
(ну, например, люди вывели новую породу собак и внутри 
этой породы выработали понятие красоты этой породы).

Но почему он образуется - этот новый эталон красоты?
Ведь, повторяю, далеко не всё новое - красота.

Известно, что на подсознание человека можно
воздействовать инфразвуком, гипнозом, производимым при
помощи голоса, визуальным гипнозом, 25-м кадром и т.д.
То есть воздействуя на органы чувств и мысли человека,
можно получить некую власть над ним. Человек подпадает
под власть гениальной музыки, стихотворения, картины,
научного открытия и т.д. "Подпал под власть" означает,
что человек впал в некий приятный для него транс,
балдёжное состояние. Это состояние - момент появления
НОВЫХ ЭТАЛОНОВ красоты.

Так чем же воздействует НОВАЯ красота на человека?
Особым сочетанием звуков - в случае музыки. Особым
сочетанием слов и звуков - в случае стихотворения.
Особым сочетанием красок, полутонов, форм линий и т.д.
- в случае картины. Нелогичным скачком интуиции,
заключенным потом в оковы логики и открывающим
возможность строить новые логические цепочки - в
случае научного открытия. Тут таким образом создаются
новые эталоны красоты, которые дают рождение новым
логическим цепочкам в создании музыки, стихов, теорий.

Итак, красота - это МАГИЯ: ибо она ВЛАСТВУЕТ над
человеком. Красота - это некий новый НЕЛОГИЧНЫЙ скачок
интуиции в искусстве, живописи, науке, это некое новое
нестандартное направление, от которого потом отходят
тоже новые, но уже более стандартные ветки логики
музыки, логики живописи, логики науки.

Ну вот вроде и всё...
 
Ответить


Создать сообщение с новой темой
Просмотр всех сообщений по данной теме
Полный список

Тема Автор Дата
Что такое красота? Герман Малютин 22/10/2002 12:22
Мы будем думать над ответом Материалисты 22/10/2002 19:30
Материалистам VadimPro 23/10/2002 18:24
Re: Что такое красота? Герман Малютин 24/10/2002 11:31
Вопрос о красоте Денисов Кирилл 25/10/2002 21:01
Re: Вопрос о красоте Материалисты 14/11/2002 17:44